|
ГЛАВА 6 Они свернули с Корнплантер-стрит на Питтс-авеню. По
ней еще шесть кварталов до Бельмонтской Центральной сред-ней школы.
Мимо них проносились машины со школьниками. Никто из машин не помахал
двум пешеходам и не окликнул их, хотя все их знали. Джим чувствовал
себя отверженным, прокаженным, хотя единственная его кожная болезнь
- это прыщи. От этого его настроение сделалось еще чернее, его гнев
еще краснее. Иисусе Христе! Эти снобы не имеют никакого права смотреть
на него сверху вниз из-за того, что у него отец безработный, что Гримсоны
нищие и живут в не престижном рабочем районе. Они, у кого есть машины,
сами не больно-то богатые, кроме Шейлы Хелсгетс, да и у ее семьи дела
не очень-то хороши. Закрытие стальных заводов подкосило и ее отца. Он,
наверно, сейчас стоит не больше какого-нибудь миллиона, да и то в недвижимости
и акциях, которые упали в цене. Джим, по крайней мере, так слышал. Сэм не имел понятия, как безумно и безнадежно влюблен
Джим. Джим скрывал кое-что от своего кореша - не хотел, чтобы над ним
смеялись. Например, свою страсть к Шейле Хелсгетс, или то, что он вперемежку
с рок-текстами пишет "настоящие" стихи, или что он много читает
и словарь у него гораздо богаче, чем у Сэма и других ребят из их компании,
хотя он не всегда знает точно значение того или иного слова. -- ...сигаретку? - спросил Сэм. -- А, что? -- Господи Боже! Очнись! В космосе ты, что ли? Вернись
на грешную землю. Я спрашиваю - хочешь забить гвоздок себе в гроб? Сэм держал в немытой руке с грязными ногтями два "кэмела"
без фильтра. Джиму следовало быть благодарным - у него не было денег,
чтобы купить целую пачку. Но ему почему-то не хотелось курить. -- Да ну ее! А допинга, случайно, нет? Сэм сунул одну сигарету в угол рта, другую спрятал
в карман своей черной рубашки и полез в наружный карман синего пиджака.
Оттуда он извлек три капсулы. -- На "Черные красотки". На воздушном шаре
до луны с гарантией. Только осторожней при посадке. -- Спасибо. Одну возьму. Будет за мной. -- С тебя теперь семь долларов причитается, - сказал
Сэм и тут же добавил: - Это я просто бабки подбиваю. Не к спеху. Ты
знаешь, у меня тебе кредит всегда открыт. И сигареты я тоже в счет не
включаю. Когда у тебя будут, ты меня выручишь. Ты сам говоришь, что
мы Дамон и Пифий, или как-их там звать. Джим положил капсулку в рот и проглотил всухую, собрав
во рту побольше слюны. Бифетамин сработал быстрее, чем обычно. Ап - и там,
где была усталая кровь, как говорится в рекламе, потекла река расплавленного
золота. Она прошла по его венам, не говоря уж об артериях, и каждая
молекула норовила обогнать других, чтобы попасть сначала к сердцу Джима,
а потом выйти на очередной головокружительный виток. Резкий песчаный
свет стал мягким и густым. Сэм тоже сунул "черную красотку" в рот и
тут же закурил. Он глубоко затянулся, выдохнул дым и догнал Джима.
Джим смотрел по сторонам, точно первый раз видел все это. Он видел верхушку
школы над убогими домишками (Питтс-авеню - тоже трущоба будь здоров).
Дальше, к северо-востоку, стоит трехэтажное здание из бурого кирпича
с тосканскими колоннами - Веллингтоновская больница. На юго-востоке
торчит шпиль св. Стефана, это самая середка венгерского квартала. Его
мать всегда проходит мимо св. Гробиана, ир-ландской церкви, и ходит
к св. Стефану, хотя это лишняя миля пути. Если оглянуться на север, там виден купол муниципалитета.
Вот где работа кипит - и по большей части грязная, если верить запойному
дядьке Сэма Вайзака, судье. Питтс-авеню идет строго на север и кончается у подножия
Золотого Холма. Там, в поднебесье, расположены дома королей и королев
Бельмонт-Сити. Они там потягивают свои мартини, считают свои денежки
и глядят сверху вниз над быдло, на пролетариат, на соль земли, на тех,
что наследуют - не капиталы, а землю, сырую землицу. Отец Джима особенно зол на обитателей Золотого Холмам
за то, что там работает его жена. Она занята неполный день и богачи
не Бог весть сколько платят (жмоты несчастные!), но лучше такой заработок,
чем никакого. Ева Наги-Гримсон работает в одной маленькой фирме и ходит
убираться псе понедельникам, средам и пятницам. Чеки Эрика по безработице
давно перестали поступать. Он нехотя подал на пособие по бедности и
получает его. Он принадлежит к поколению, которое считает позорным жить
на пособие. Он считает также; что жена не должна работать. Это унижает
мужа. Он потерпел крушение как мужчина и добытчик. Джим мог понять, почему его отец корчится от стыда,
отчаяния и обманутых надежд. Но зачем ему обязательно надо вымещать
это на жене и сыне? Может, он думает, что им нравится мерзость, в которой
они живут? Разве они виноваты во всем плохом, что случилось с ними в
жизни? Так почему отец тратит горькие деньги, которые зарабатывает
его жена, на выпивку? Почему бы ему не сняться с якоря, не бросить свой
обреченный дом, не увезти семью хоть в Калифорнию или еще куда-нибудь,
где он мог бы получить работу? Правда, тогда ему пришлось бы пойти против
жены. Она мирилась со всем, что он делает, какие бы пакости он ни творил,
никогда не жаловалась и не спорила. Только однажды, когда он предложил
уехать из Бельмонт-Сити, она твердо заявила, что не послушается его.
Что никуда не уедет от клана Наги и своих друзей. "Господи Иисусе! - закричал тогда Эрик, - Если
ты дру-жишь с венгром, тебе и врагов не надо!" Джимми Сэм были уже в двух кварталах от Центральной
школы, огромного старого трехэтажного здания из красного кирпича. По
крайней мере, думал Джим, это мое тело в двух кварталах от нее. А где
же дух-то? Везде. Надо его словить. День, в котором ты живешь,-это настоящее. Но прошлое
постоянно с тобой. Оно запускает свой острый ноготь в ткань твоего мозга,
отковыривает кусочек, нажимает на нерв, чтобы напомнить тебе, что основа
жизни - это боль, а потом ощупывает все твое тело: трогает член, делает
тебе проктологический осмотр, лапает твое обнаженное сердце, заставляя
его биться, как крылышки колибри, завязывает твои внутренности морским
узлом, блюет горячей кислотой тебе в желудок, взбивает кошмары веничком
старого Морфея, древнегреческого бога сна. Хорошее название для стиха: "Мертвая рука прошлого".
Хотя нет. Это штамп, пускай даже большинство рок-авторов штампами не
гнушается. Прошлое все-таки - не мертвая рука. Ты носишь его с собой,
как нечто живое, как ленточного червя какого-нибудь. Или как хайнлайновского
слизняка с Титана, с ледяной луны Сатурна, паразита, который впускает
щупальца тебе в спину и высасывает из тебя жизнь и мозги. Или как лихорадку,
от которой никакие пилюли не помогают - жар пройдет, только когда ты
загнешься, а тогда уж и пилюли не нужны. --...искали на сегодня халтурку, да дохлый номер,-говорил
Сэм. - Как-то в субботу нас пригласили в "Уистлдик Таверн"
на Муншайн-ридж, но там территория деревенских, красношеих, и пришлось
нам играть этот жуткиий кантри-вестерн. Лучше б отказались. В общем,
сегодня ни фига не светит, и чаша терпения моего переполнилась. В Хэлоуин
надо балдеть. Помнишь, как мы перевернули сортир старого Думского, когда
нам было пятнадцать? А может, четырнадцать. Ну, помнишь, как Думский
выскочил из дома, орал и палил из дробовика? Эх, и драпали же мы! -- Хорошее дело, - сказал Джим. - Я могу позвонить
на работу и сказать, что болею. А выгонят, так и черт с ними. |