|
ГЛАВА 5 Джим, уже одетый и со школьной сумкой в руке, выскочил
из дома. На пороге, изрыгая оскорбления и угрозы, стоял отец. Нет, он
не собирался преследовать сына за пределами своей территории, на которой
чувствовал себя в безопасности. Здесь, у себя, он царь, бог и воинский
начальник. Хотя его земля на самом-то деле не его, а банковская, если
уж соблюдать точность. А если туннели и шахты под домом будут все так
же оседать, она скоро станет просто мать-сырой землей. Небо было ясное, и солнце обещало прогреть воздух градусов
до семидесяти с лишним. Отличный денек для Хэллоуина, хотя по радио
и сказали, что попозже соберутся тучи. Это только внешне. Вокруг Джима громыхал гром, точно
сердитый людоед швырял на своей кухне горшки и сковородки. Черные тучи
неслись по его персональному небу, предвещая, что дальше будет еще хуже. Эрик Гримсон продолжал кричать и тогда, когда сын отошел
на квартал от дома. Пара соседей высунули головы за дверь посмотреть,
что за гвалт. Джим летел вперед, размахивая сумкой, где лежали пять
учебников, в которые он накануне вечером и не заглядывал, карандаши,
шариковая ручка и две тетрадки, в которых Джим в основном пытался писать
стихи. Еще там лежали три потрепанные и грязные книжки в бумажных обложках:
"Нова-Экспресс", "Венера в раковине" и "Древний
Египет". Мать не успела приготовить Джиму завтрак. Ну и ладно.
Все равно желудок жжет, точно кулак, в котором зажата раскаленная докрасна
колючая проволока. Чересчур много, чересчур долго. Когда же Большой Взрыв разнесет его в клочья? Он уже грядет, он уже грядет. В тетрадке было последнее стихотворение Джима, "Ледники и новые звезды". Гори, гори, гори, гори! Ахав преследует Моби Дика, Эру за эрой, век за веком Здесь было сказано все, однако не совсем все. Вот почему кино, живопись и рок - особенно рок - иногда
лучше слов. Они высказывают то, чего нельзя высказать. Лучше, чем слова. Улица вокруг Джима на миг заколебалась. Стала мерцающей
и зыбкой, как мираж в пустыне. Потом остыла и сделалась опять незыблемой.
Корнплантер-стрит стала такой, же прочной, как пару секунд назад. И
такой же убогой. В семи кварталах от Джима над крышами маячили черные
гигантские трубы и верхние этажи сталепрокатного завода Хелсгетса.
Гиганты были мертвы, ведь из них не валил больше черный вонючий дым.
Джим помнил их живыми, хотя это было давным-давно, точно в прошлом веке. Дешевая заграничная сталь задушила металлургию района.
С той поры - так казалось Джиму - и начались несчастья его родителей,
а стало быть, и его несчастья. Плавильные печи, извергая на город грязь
и отраву, извергали также и благосостояние. А вместе с чистым воздухом
пришли бедность, отчаяние, ярость и насилие. Хотя горожане могли теперь
рассмотреть дом в двух кварталах от себя, своего будущего они разглядеть
не могли и как будто не очень к этому стремились. Эта улица и весь город были настоящей "Улицей Отчаяния",
о которой поет Боб Дилан. Джим вез по растрескавшемуся тротуару свои грязные, потертые
ботинки. Он шел мимо двухэтажных бунгало, по-строенных сразу после войны.
Перед некоторыми из них были палисадники; заборчики кое-где были выкрашены
белой краской и не так давно подправлены. Внутри загородок были кое-где
красивые газоны. А там, где травы было мало или вовсе не было, стояли
на кирпичах старые машины или разобранные мотоциклы. Утреннее солнце сияло на безоблачном синем небе. Но Джиму
давно уже казалось, что свет в Бельмонт-Сити не такой, как везде. Здесь
он был особенно резким и в то же время точно песок. Как может солнечный
свет в чистой атмосфере напоминать песок? А вот поди ж ты. Джим не помнил,
с каких пор ему стало так казаться. Вроде бы с тех, как у него начали
расти волосы на лобке. Бздынь! И вот Он, необоримый Он. Бздынь! Он встает
и раздувается, как рассерженная кобра, ни с того ни с сего - был бы
хоть малейший намек на секс. Что угодно - фильмы, фото, реклама, шальные
мысли, возникающие в уме образы - пробуждает Его к жизни, точно колдунья
при помощи волшебной палочки. Бздынь! А вот и Он, хочешь красней, хочешь
- нет. Тогда-то дневной свет в Бельмонт-Сити и стал резким и
песчаным. Или нет? А может, это началось, когда Джима посетило первое "видение".
Или когда на нем впервые появились "стигматы" За полквартала впереди по Корнплантер-стрит Джим увидел своего закадычного дружка, Сэма Вайзака (Ветряка). Сэм стоял у белого штакетника в своем палисаднике. Джим прибавил шагу. Только дед, Рагнар Гримсон, норвежский моряк и механик по локомотивам, да Сэм Вайзак любили Джима по-настоящему. Все они были точно камертоны, настроенные в унисон. Но дед уже пять лет как умер (может, это тогда свет стал резким и песчаным), и теперь только Джим и Сэм звучали на одинаковой частоте. Сэм был ростом шесть футов и очень тощий. Его худая и
заостренная физия могла бы послужить моделью для Койота из мультика
"Догонялки". У Сэма был в точности такой же голодный и отчаявшийся
вид, но в близко посаженных, темно-карих глазах не наблюдалось, как
у Койота, неугасимой искорки надежды. Блестящие черные волосы стояли
на голове шапкой, почти как "африканское солнце". -- Какие люди! - закричал Сэм, завидев Джима. Голос у
него был пронзительный и плаксивый. Он проделал танцевальную дорожку,
сопроводив ее пением первых шести строк из одного стихотворения Джима.
Джим считал, что стих хороший, но "Хот Вотер Эскимос" отвергли
его как "не совсем рок". Первая строчка в нем - это фраза,
которую сибирские шаманы произносят во время магических обрядов, слова,
превращающие хаотические силовые линии в могущественные, орудия добра
или зла. Целиком песня звучала так: АТА МАТУМА М'МАТА! -- Не помогает заклинание, Сэм, - сказал Джим. - Я в полном
провале. И злой, как собака, прямо фитиль в заднице. Миссис Вайзак смотрела на него в окно. Она была большая,
с грудями, как у Матушки-Земли - настоящая могучая Мать. Это она заправляла
всем в семье, не то что мать Джима. Мистер Вайзак, и сам не слабак,
был тенью своей жены. Она повернется - и он повернется. Она скажет -
он кивнет. Миссис Вайзак глядела как-то странно. Может, она хотела
бы, чтобы Джим тоже был ее сыном? Ее бы воля - она бы завела по меньшей
мере шестерых, целый род, плодоносила бы, как дерево. Но после первого
же ребенка, Сэма, ей удалили матку. Мистер Вайзак, будучи в безжалостном
настроении, что случалось с ним часто, говорил, что Сэм отравил ей утробу. А может, она так странно смотрит, потому что думает, что
у Сэма друг со странностями? Не всякая мать захочет, чтобы с ее сыном
водился мальчик, у которого бывали какие-то видения и появлялись стигматы. Мать Джима - дело другое. Сначала ей думалось, что Джим
- новый святой Франциск, из-за нездешних вещей, которые он видел, и
его необъяснимых кровотечений. Но когда Джим подрос, она перестала мечтать
о его канониза-ции. Теперь она спрашивала себя, уж не совокупилась ли
она с дьяволом во сне и не от этого ли родился Джим. Вслух она об этом
никогда не говорила, зато отец говорил. И Джим был уверен, что отец
повторяет ее слова. Правда, папаша и сам мог выдумать. Если он мучил
сына не весь день напролет, так только потому, что у него были другие
дела. Например, выпивка и игра. Джим помахал миссис Вайзак рукой. Она отпрянула, словно
испугалась, но тут же вернулась к окну и помахала в ответ. Поскольку
она никого не боится - вот бы и его мать была такой, - то, наверное,
думала о нем что-нибудь плохое. И ей стало стыдно. Или он слишком чувствительный
и слишком много о себе понимает? Так говорили ему и отец, и куратор
в школе. Джим и Сэм пошли своей дорогой. Сэм мотнул головой, и
его афрошевелюра качнулась, словно плюмаж на шлеме троянского воина. -- Ну?-проныл он Джиму в ухо. -- Чего ну? -- Господи Иисусе, ты говоришь, что в полном провале, и мы целый квартал прошли, а от тебя ни слова! Чего стряслось-то? Все та же история? Ты и твой старик? - Угу. Извини. Я задумался, ушел в себя. Как-нибудь уйду
и не вернусь. А зачем? Вот тебе моя жалкая и печальная повесть. Сэм слушал его, вставляя временами только: "Офонареть,
парень! Офонареть!" Когда Джим закончил, Сэм сказал: -- Вот гадство, да? Ну что тут сделаешь? Да ничего - таков
закон предков. Погоди, вот будет тебе восемнадцать, тогда сможешь послать
своего старика к такой-то матери. -- Если мы до того не поубиваем друг друга. -- Ага. Конец фильма! Продолжения не последует. Злишься?
Слушай, мы с мамашей утром поругались, прямо как ты с отцом. Только
у матери тема одна - музыка. "Я работала так, что задница отваливалась,
- говорит она, - ради того, чтобы ты мог учиться музыке, и теперь ты
умеешь играть на фортепиано и на гитаре. Но я не для того втыкалась
про-давщицей в бакалейном, сидела с детьми и Бог знает чем еще занималась,
каждый пенни считала, чтоб ты стал рок-музыкантом. А теперь еще вырядишься,
как панк, будешь точно пьяный головорез-краснокожий и опозоришь меня
с отцом, наших друзей и отца Кохановского! Святители небесные, дева
Мария, помогите мне! Я-то хотела, чтобы ты играл классику, Шопена и
Моцарта, чтобы я могла тобой гордиться! Погляди на себя!" Ну и
прочее. Все то же дерьмо. Я и ляпнул то, чего не следовало - но у меня
уж тогда прямо в глазах помутилось. Сэм описал несколько кругов обеими руками, в одной из
которых был мешочек с завтраком. Ветряк заработал. -- "Задница, говоришь, отваливалась? - говорю я ей.
- А это что, верблюд?" - И показываю на ее мощную казенную часть.
Прости мне, Боже, я ведь люблю мать, хоть она и проедает мне плешь.
В общем, пришлось спасаться бегством. Она швыряла в меня посуду и гонялась
за мной с метлой. Я пронесся по всему дому и вылетел на задний двор,
а она знай вопит, а старик ржет как сумасшедший, прямо по полу катается
- рад, что досталось еще кому-то, кроме него. Джима обидело, что Сэма не очень трогают его проблемы
с отцом. А Джим-то ему открылся, ища всем существом поддержки, понимания
и совета. Вот тебе и друг, ближе которого нет. Игнорирует абсолютно
не терпящий отлагательства кризис своего друга и говорит о собственных
труд-ностях - Джим и так о них слышит слишком часто.
|